Нет, не в Европе живём, граждане! И дело не в том, что под колёсами не автобан, а над колёсами не «Мерседес», а в том, что за рулём не европеец. И не потому… …он не европеец, что живёт между Калининградом и Владивостоком, а потому, что мышление его общемировому перпендикулярно. Дело в том, что на одной шестой части суши отсутствует бинарная (да-нет, можно-нельзя) логика, а присутствует, наоборот, логика вариативная (многозначная), европейскому уму отнюдь не доступная. В рамках этой логики ответов «да-нет» категорически недостаточно, поэтому всегда присутствуют варианты «конечно да, но...» и «нет, но...» или самый универсальный «а пошли вы все...» - концептуально направленный на Аристотеля и закон «исключенного третьего».
Вот, к примеру, знак стоит, именуемый многозначительно «кирпич» и означающий, что проезда под него нет. Для того же европейца с его ущербной бинарной логикой – «нет» не есть «да», и «нельзя» значит «нельзя». То есть если знак стоит, то уж никак под него заехать не смей. Чудаки! В рамках национального мышления вариантов существует множество.
Например, можно тихонько зарулить под знак задним ходом, делая вид, что ты из-под него выезжаешь. Ещё можно включить «аварийку» и притвориться, что едешь без руля и тормозов под действием ветра и гравитации, или использовать вышеописанный «универсальный императив» «а пошли вы все...» и просто заехать. Впрочем, что это я, сами небось не первый раз за рулём. Всякий знает, что единственным однозначно запрещающим знаком у нас является водруженный на проезжую часть массивный бетонный блок.
Или взять, к примеру, светофор. Как расшифровываются его нехитрые сигналы в рамках вариативной логики? Поясняю: «зелёный» - ехать, «красный» - стоять, «жёлтый» - ехать очень быстро, «красный-когда-никого-нет» - ехать, но осторожно, «красный-очень-долго» - наверное, поломался (то есть ехать), «красный-поздно-ночью» - проскочить побыстрее, пока никто не заметил - это, между прочим, далеко не всё. Если же светофор оборудован стрелкой, то количество вариантов вырастает многократно. Естественно, что совершить логический выбор в таком широчайшем вариативном поле принципиально невозможно, поэтому наш водитель передвигается, руководствуясь некой странной, но, тем не менее, практически безошибочной интуицией, основанной на глубинном сродстве душ и понимании своего такого же, едущего навстречу.
Вот, опять же, скоростной режим. Всякому известно, что по нашим дорогам нельзя ехать быстрее 90 км/ч. (Тем, кому неизвестно, этот факт за определенную сумму быстро объяснят специально обученные люди). В рамках логики бинарной сие означает, что стрелка спидометра должна упереться в заветную цифру 90 и за оную черточку отнюдь не преступать. И не важно, что страна большая, а ехать далеко и долго - будь любезен соблюсти, раз написано.
Однако вариативная логика имеет свою арифметику. А значит, для начала, к этому числу прибавляем 10 - до сотни не штрафуют! Потом к полученной сотне прибавим еще 10 – эта скорость означает минимальный штраф, из-за которого гаишник поленится палочку поднимать. Далее прикидываем скорость реакции водителя, расстояние видимости гаишника при данной погоде и пейзаже, крепость тормозов данной машины и вычисляем, на сколько км/ч мы успеем сбросить скорость, пока боец ДПС поднимает от бедра радар. C поправкой на самоуверенность, это еще +20 в уме. (Любопытно, что этакую задачу на движение в считанные секунды решает в уме даже водитель, выпертый из школы за хроническую неспособность освоить таблицу умножения!) Итак, в широких рамках вариативной логики, 90 = 130, и это абсолютно никого не удивляет.