За десять месяцев, прошедших с момента создания Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначения туда полпредом Александра Хлопонина, обстановка на Кавказе заметно ухудшилась. В начале ноября Дмитрий Медведев пообещал отправить в отставку руководителей северокавказских республик, не способных навести порядок в своих регионах. А на прошлой неделе он назвал "брехней" статистику правоохранительных органов, из которой следует, что все под контролем.
Реализация проекта экономического развития региона, с которым пришел на Кавказ новый полпред, буксует. Пока в активе Хлопонина только "Стратегия развития Северного Кавказа до 2025 года", признанная экспертами недостаточно проработанной. Но перспектива реализации заявленных начинаний представляется сомнительной из-за привычки местных кланов паразитировать на федеральных дотациях и коррупции во властных и правоохранительных органах. Хлопонин – и это уже очевидно – не смог взять под контроль кадровую политику и расходование бюджетных средств и привести в чувство местных силовиков.
Традиции, кланы и менталитет населения складывались на Кавказе в течение многих лет. Эти факторы без каких-либо дополнительных усилий способны угробить любое начинание, и никто не знает, что с этим делать. Хлопонин так и не нашел инструменты, которые бы позволили привести ситуацию к общему знаменателю. Потому что сколь бы честными и работящими ни были простые люди, о которых полпред говорит с такой теплотой, рычаги управления находятся не у них.
Хлопонин делает ставку на инвестиции в развитие туризма, на привлечение в регион русскоязычных специалистов и организацию трудоустройства местной молодежи в других регионах. Однако о каком массовом туризме может идти речь на фоне непрекращающихся взрывов и ежедневной стрельбы? Миграционные новации тоже вызывают недоумение. Не понятно, как планируется заманивать на Кавказ людей из других регионов на фоне продолжающегося бегства оттуда русского населения. Если в 1990-е все началось с Чечни и Ингушетии, то сегодня эти процессы идут в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Более того, сегодня в эти миграционные потоки начинают вливаться жители Ставропольского края, покидающие насиженные места под давление кавказского бизнеса и защищающих его интересы криминальных группировок.
На Кавказе ни для кого не секрет, что часть федеральных траншей уходит к теневым структурам, которые используют их для покупки земли и развития бизнеса в Ставропольском и Красноярском крае, Волгоградской, Астраханской и других областях. Эти процессы идут давно, а в последнее время – на фоне попыток взбодрить экономику Северного Кавказа – они только усилились.
Рассчитывать на помощь правоохранительных органов не приходится: тех, кто понял новые веяния, убирают. Показательной в этом плане стала история начальника милиции Пятигорска, оправленного в отставку на следующий день после того, как пятигорские милиционеры попытались урезонить разбушевавшуюся компанию кавказцев, гулявших в одном из местных ресторанов. Подобные истории лучше всяких дотаций стимулируют миграционные потоки в сторону центральных регионов. Но федеральная власть делает вид, что ничего этого нет.
Тем временем Хлопонин, отвечая на вопросы во время состоявшейся в конце октября прямой линии с жителями региона, назвал проблему выдавливания русскоязычного населения выдумками "необразованных людей" и привел данные о числе выходцев с Кавказа, официально зарегистрированных на территории Ставропольского края: 1400 дагестанцев, 64 человека из Чечни и около 500 из Карачаево-Черкесии. И это даже не смешно, потому что криминальные группировки известны своей мобильностью. Что касается бегства русского населения, Хлопонин объяснил его "более высокой мобильностью" русских, противопоставив ей "особое отношение к земле и традициям", характерное для кавказских народов. Следуя этой логике, придется признать рекордной "мобильность" русскоязычного населения Чечни, дружно покинувшего республику в 1990-е.
Как криминальные истории и активизация террористического подполья отразятся на судьбе "Стратегии развития Северного Кавказа", пока не ясно. Но в одном Хлопонин прав: регион является частью России, и отгородиться от него не возможно. А попытки залить проблемы Кавказа траншами, как показала практика, приносят обратный эффект.
Сегодня главным успехом политики Кремля на Северном Кавказе считается Чечня Рамзана Кадырова. Но чеченский опыт не может быть распространен на другие республики, тем более что он тоже имеет свои издержки. Поэтому, признав разумность политики чеченизации в начале 2000-х, стоит пересмотреть дальнейшие шаги и направить усилия, в том числе и силовые, на ликвидацию очагов криминального беспредела, на установление контроля над ситуацией в регионе, надзора за расходованием федеральных средств и наведения порядка в местных правоохранительных органах.
Для этого не нужно принимать дополнительные законы, кроить карты и создавать новые комиссии. Речь идет о кадровой политике, чистке правоохранительных органов и жестком контроле за практикой правоприменения. И в этом смысле Медведев совершенно прав, поставив вопрос о возможных отставках. Но только пугать – недостаточно, а рассуждать о глобальных проектах и радужных перспективах – вредно. Потому что на Кавказе никто не готов выстраивать тактику под стратегию, спущенную из Москвы. Заниматься этим придется в Кремле, а потом предельно конкретно и детально ставить локальные задачи и спрашивать за их исполнение.
Чего-то подобного ждали от Хлопонина. Отсюда его полномочия вице-премьера. Однако пока все его начинания тонут в болоте клановых и местных разборок, а взрывы на железной дороге уже происходят в 10 км от Сочи.