Молодежные субкультуры Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время культура неоднородна. Во всех обществах существует множество подгрупп, различающихся своими культурными ценностями и традициями. Такого рода культурные группы, с одной стороны, тесно связанные с доминирующей культурой, но, с другой стороны, отличающиеся от нее, принято называть субкультурами. Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры. Субкультуры имеют ряд важных функций: 1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров. 2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. 3. Структурирование времени – организация собственного досуга. Наиболее распространенные субкультуры Готы Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. В этом сказывается характерное для постмодерна чисто эстетическое, в некотором смысле потребительское, восприятие культуры в целом, театрально-ироничное обыгрывание сюжетов и образов, к которому в данном случае примешивается заимствованное у декаданса ощущение собственной порочности и неординарности. Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus "Bela Lugosi’s Dead”, который прозвучал в фильме «The Hunger» («Голод»). С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, и т.д. и появляется сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления о «gothic»-культуре, понятия о готическом мировоззрении. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию – художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. Культовую популярность приобретает писательница Анна Райс, автор новелл о вампирах. В этот период сформировался базис современной готической субкультуры. Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данные странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам" - появляются различные типы готов. В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы, радио, символика, клубы, магазины, и т.д. В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен. Свое мировоззрение готы характеризуют как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти, более развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос». В атрибутике готов большое значение имеет сатанистская атрибутика. Отношение к сатанизму на этом исчерпывается. Сплошной скрининг готов показал, что идеология и философия сатанизма у готов, в основном, не находит отклика. Специфические признаки 1. Ношение «египетского креста» - анкха. 2. Ношение кулонов и подвесок с летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью. 3. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или более крупными бритыми участками на голове. 4. Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак). 5. Черный лак на ногтях у мальчиков. При плохом качестве лака он может смотреться как коричневый. Так же выглядит старый, частично сошедший черный лак. 6. Выбеливание лица белым гримом (встречается также у «кишей»). 7. Крашеные в черный (редко в красный) цвет губы и обведенные черным карандашом глаза у мальчиков при отсутствии феминных признаков в поведении. 8. Классический наряд «западной ведьмы» с черной остроконечной шляпой (встречается также как карнавальный костюм на Хэллоуин). 9. Наряд «под вампира» (Дракулу) с длинным черным плащом (чаще кожаным, с красной подкладкой). 10. Использование в одежде поголовно черного цвета (встречается также у сатанистов, металлистов и садомазохистов). 11. Обильный черный грим на лице. Черные/темно-синие тени под глазами у мальчиков и девочек. Дополнительные рисунки на лице. Гримирование лица может осуществляться в виде перманентного макияжа, который держится около 2 мес. 12. Прослушивание классической симфонической музыки (по совокупности с другими признаками). ЭМО За счет ряда своих качественных эстетических характеристик субкультура эмо оказывается весьма привлекательной для широких слоев молодежи. Также за счет развития коммерческой составляющей (музыкальные коллективы в рамках музыкального мейнстрима, магазины с одеждой и атрибутикой) данная субкультура имеет очень сильное влияние на молодежную моду и общемолодежную субкультуру. Изначально музыкальный стиль Эмо формировался в рамках американской панк-хардкор сцены во время ее спада в первой половине 80-х годов. Эту ситуацию можно сравнить с формированием стиля darkpunk (спад волны панка в Англии в первой половине 70-х), который дал начало возникновению готической субкультуры. И в том и в другом случае протестная составляющая, имевшая изначально социальную направленность, сместилась в сторону акцентирования личных переживаний отдельно взятого субъекта. Однако если в случае с готикой новый стиль приобрел декадентско-мистическую окраску, то основной характеристикой эмо стала гипертрофированная сентиментально-трагическая интонация, в целом созвучная противоречивости и максимализму подросткового возраста. Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами. Сами подростки еще не полностью признают эмо за самостоятельную субкультуру. В зависимости от ситуации, они могут представляться либо как эмо, либо как представители иной молодежной субкультуры, ассимилируемой эмо. Специфической чертой эмо является то, что туда идут подростки из тех потоков, которые ранее оказывались на периферии дворовых агрессивных групп. Это категория дворовых подростков, неагрессивных, с невысоким интеллектом, которые вынужденно оказывались в агрессивных дворовых группах из-за отсутствия аналогичной неагрессивной альтернативы. При этом происходящий стремительный отток в эмо, сообщество неагрессивное, низкоинтеллектуальных подростков, вызвал крайне негативную реакцию представителей неинтеллектуальных агрессивных движений, проявившуюся, в том числе, в субкультурных формах (значки «анти-эмо», многочисленные истории из разряда субкультурного фольклора). Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. В случае с эмо подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура легализует и индульгирует повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Эти и многие другие (чувство отверженности и ощущение себя непонятым окружающими, максимализм и контрастное восприятие окружающего мира и т.д.) феномены подросткового возраста актуализируются в эстетических формах субкультуры. Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально- трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры. Так, для них характерно сочетание не гармонирующих друг с другом элементов одежды, элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа. Крайне важным и универсальным проводником эстетических норм становится эмо-арт. Эмо-арт - достаточно своеобразное явление, широко распространенное в субкультуре эмо и популярное в молодежной субкультуре в целом. Сам по себе эмо-арт представляет собой вид компьютерной графики, сочетающий фотоколлажи, графический дизайн и отчасти фотоискусство (в данном случае имеется разница между фотографиями эмо, не претендующими на эстетическое значение, и, собственно, постановочным эмо-артом). Изображения создаются в соответствии со своеобразной эмо-эстетикой, и, по-видимому, являются главным проводником визуальных эстетических норм, во многом создавая «идеальный образ» представителя движения и семантику субкультуры эмо. Для эмо-арта характерно сочетание контрастных элементов, высокая экспрессивность изображения, красочность и эмоциональность. Сюжетами эмо-арта часто становятся отношения между юношами и девушками, предпочтительно с достаточно выраженной трагической составляющей: самоубийство и подобные эмоционально насыщенные ситуации. Контрастность присутствует как в цветовой гамме, так и в сочетании образов (маленькая девочка с плюшевым мишкой в одной руке и окровавленным ножом в другой). Наиболее характерно использование черного и розового цветов, сочетание черного с белым или с какими-либо яркими цветами, использование розового и пастельных тонов в изображениях с сентиментально-инфантильным сюжетом. В целом инфантилизм как эстетический прием присущ как субкультуре в целом, так и эмо-арту. Сюжетами последнего часто становятся дети (например, обыгрывается тема трогательной детской влюбленности), детские игрушки, образы, характерные именно для детского семантического поля. Распространенным сюжетом часто становятся и сами эмо. Такие картинки особенно экспрессивны, в них подчеркивается экстравагантность и неординарность изображенных персонажей. Специфические признаки внешней атрибутики: 1. Челка (волосы - крашеные, темные естественные, выбеленные, мелированные, чаще – черные крашеные). 2. Наличие пирсинга на лице; основное место – двусторонний пирсинг нижней губы, допустим и одиночный прокол. 3. Превалирование черного цвета в одежде. Сочетание черного цвета с высветленными пастельными тонами; наличие дисгармоничных элементов, например, наиболее распространено сочетание черного и розового, в том числе у мальчиков. 4. Обводка глаз черным (встречается также у готов), а также красным (специфично для эмо). 5. Крашеные в красные и розовые цвета губы у юношей (у готов встречается крашение губ в черный и коричневый цвета). 6. Банты на голове, притом у представителей обоих полов. 7. Крашеные лаком ногти, красным (специфично для эмо) или черным (встречаются также у готов) лаком, в том числе и у мальчиков. 8. Розовый галстук, иные широкие галстуки (один из основных атрибутов эмо, прежде всего, эмобоев). 9. Обувь: кроссовки (чаще кеды). Шнурки на обуви ярких цветов, часто розового цвета, в том числе и у мальчиков. У мальчиков также допускаются светло-голубые шнурки. 10. Полосатый «носок» (или гольф) с прорезями для пальцев, который надевается на руку (сленговое название неизвестно), совпадающий по расцветке с какой-либо иной полосатой одеждой (кофтой или свитером). 11. Обилие любых значков на одежде и иных вещах. Значки с надписью «эмо» - как правило, специфичны для эмо. Неспецифические признаки внешней атрибутики: 1. Скейтерский, обтягивающий стиль одежды. 2. У девочек встречается стиль «японской школьницы», с полосатыми гольфами на ногах. 3. Мягкие игрушки разной величины: от «детских» игрушек до мелких украшений. Превалирование плюшевых мишек. 4. «Туннели» в ушах. 5. Пирсинг языка, многочисленный пирсинг лица, пупка. 6. Небольшие цветные татуировки на разных частях тела. 7. Одежда, меньшая размером и не соответствующая возрасту или часть одежды, подпадающей под эту характеристику. 8. Ремни, широкие и декоративные, обильно декорированные блестящей фурнитурой и нефункциональные (висящие на ягодицах). 9. Светлые трусы, демонстративно торчащие у мальчиков из-под брюк (встречаются также у рэперов и бэггеров). Розовые трусы у мальчиков – специфический признак эмо (эмогеев). 10. «Почтальонская» полотняная сумка на плече (перешла в разряд общемолодежной моды). Ремень сумки часто размещается под одеждой. Специфические поведенческие и/или деятельностные субкультурные признаки: 1. Жест, имитирующий выстрел себе в голову из пистолета. 2. Как девочки, так и мальчики могут плакать на людях. Подобное поведение приветствуется. 3. Наличие свежих неглубоких следов «резаных вен» (реже встречаются у готов). 4. Демонстративная эмоциональность, переходящая в истеричность. 5. Демонстративно целующиеся эмобои в людных местах: "emoboys kissing" (шокирующее поведение, адвентивное). Действие не указывает на сексуальную ориентацию, но в будущем семантическое наполнение может измениться. 6. У небольшой части мальчиков эмо (адвентов) непроизвольное, чрезмерно женственное поведение ПАНКИ Панк – это чрезвычайно сложное культурное явление, основной идеей которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Изначально «Панк» – это не самоназвание. Это слово стали использовать СМИ в качестве оскорбительного обозначения для представителей протестных НМО. Панк возник как яркая агрессивная протестная субкультура - в данном случае более уместно понятие контркультура. На тот период панк был стихиен, в среде адептов данной субкультуры была крайне распространена алкоголизация и наркотизация. Панк-рок развивался как музыка, которую может сыграть каждый – в оппозицию вычурности рок – сцены того периода. Музыка должна бала быть простой и динамичной. Производилась и записывалась она в маленьких студиях, в обход крупных корпораций. Наиболее характерной чертой движения является эпатаж (демонстративное издевательство над общепринятыми нормами поведения). Участники панкориентированных движений сознательно эпатируют общественность своим видом и поступками. Желание произвести эпатирующий эффект настолько велико, что определить реальное положение дел в самом движении снаружи невозможно. Нормы нравственности и морали собственного движения рассматриваются подростком как негативные. Следуя этому принципу, для того, чтобы выглядеть истинным панком подросток предпочитает очернять себя в глазах взрослых, поясняя, что он ворует, опускает «лохов» и т. п., даже если он этого не делает. При этом он предполагает, что, гиперболизируя такой негатив, он гарантированно не выходит за рамки декларируемых движением норм нравственности. На изменение образа «идеального панка» влияет также общее изменение общественной морали. Иначе говоря, панкам приходится постоянно выяснять, чем на данный конкретный момент еще можно шокировать общественность. И по мере того, как население перестает реагировать на какие-либо формы эпатажа, начинают появляться более безнравственные и социально опасные формы. Во всех панкориентированных движениях достаточно четко различаются «идеализированный образ панка» и реальные нормы нравственности и морали. При этом идеализированный образ более агрессивен и антисоциален, чем реально допускаемое поведение подростка. Кроме того, по мере приближения реального поведения подростка к «идеализированному образу», сам идеализированный образ начинает подвергаться ревизии в сторону еще большей агрессивности и антисоциальности. Подобный механизм с течением времени делает панкориентированные подростковые движения все более агрессивными и криминогенными. Специфические признаки 1. Высокие ботинки военного образца на шнуровке (характерны также для скинхедов, популярны в молодежной среде). 2. Кожаные куртки - «косухи». 3. Металлические украшения. Характерно использование в качестве украшений английских булавок. 4. Характерна стрижка «ирокез» - гребень из волос. 5. Выбритые виски (встречаются также у готов). 6. Значок анархии (стилизованная буква «А» в круге). 7. Демонстративная небрежность и неопрятность в одежде и внешнем виде. Встречается также реальная неопрятность и проблемы санитарно-гигиентического характера. Описала те, которые наиболее известны среди старшеклассников школ нашего города. Если будет интересно, то могу продолжить |