29-летняя Лилия Зинченко стала первой в краевом центре женщиной - водителем маршрутного такси. Сегодня на биржах труда региона более половины безработных - женщины. Жительница краевого центра, освоившая специальность водителя маршрутки, своим примером доказала: чтобы выжить в кризисные времена, не стоит бояться менять профессию.
Первая - "копейка"
О ней городские таксисты отзываются уважительно: профессионал каких поискать. А ведь всего этого могло бы не быть, не решись Лиля сесть за баранку.
- После школы устроилась няней в детский сад, - вспоминает собеседница. - Но быстро поняла: ну какой из меня педагог, да и мало платят воспитателям и учителям. Потом стояла за прилавком в магазине - очень скучно. В суровые девяностые работала на рынке реализатором.
Таскала тяжелые коробки с продуктами и, чтобы минимизировать ручной труд, решила купить машину. Наскребла кое-как восемь тысяч рублей на старенький "жигуленок" с прогнившим кузовом. Друзья шутили, что в ее "копейке" можно тормозить ногами. До статуса профессионального водителя пришлось расти еще несколько лет.
В том, что женщина нашла работу по призванию, корреспондент "РГ" убедился, прокатившись в салоне Лилиного авто. Голубые сапожки на каблуках, в тон им сумочка и бусы, юбка чуть выше колен, неброский макияж. Такой Зинченко в салоне "газели" встречает пассажиров 51-го маршрута.
- Первое время ходила на работу в брюках и кроссовках, потом надоело, - объясняет она. - Почему я должна отказываться от женской одежды? Да и на каблуках удобнее водить. Смотрите, как это делается: упираешься в пол и нажимаешь на педаль. Каблуки не только не мешают, а наоборот, поддерживают ногу.
Вторая машина Лили была более новой "копейкой". На ней занялась кассетным бизнесом. А потом видеокассеты оказались никому не нужны. Женщина поняла, что нужно искать новую нишу для заработка. И смутные мечты обрели твердое намерение - водить маршрутное такси. А значит, опять автошкола.
- Захожу в класс, а там - одни мужчины, - вспоминает Лилия. - Преподаватель спрашивает: вам чего, девушка? А я - маленькая, худенькая... Учиться, говорю, пришла, на категорию Д, пассажирскую. Он даже из-за стола привстал: что еще за бред? Столбы сбивать?! Взяли с условием, что буду на дополнительные занятия ходить.
К этому времени у Зинченко уже был РАФик, а мечтала о "Соболе" - типичном "дамском" варианте маршрутки.
- Приезжаю на рынок на РАФе - продать его. Сразу сбежался народ посмотреть на меня за рулем - смеются, потешаются.
Кризис дает шанс
В конце концов первая женщина-таксист в кредит купила и новый РАФ, и новый 51-й маршрут - на тот момент самый длинный в городе. Пока Лилия ни разу не пожалела о смене профессии. Говорит, крутить баранку не надоедает, с удовольствием садится за руль даже тогда, когда с мужем и четырехлетним сынишкой отправляются в отпуск.
- Может, со стороны и кажется, что не женское это дело, - рассуждает таксистка. - Но ведь я под машиной не лежу, если ломается. Помогают супруг, коллеги, есть, наконец, автосервис. Правда, когда вызываешь мастера, мы, женщины, все-таки упускаем денежные единицы...
- А как складываются отношения с пассажирами?
- Пытаюсь мирным путем все проблемы решать. Иногда пьяные дверьми хлопают, ведут себя шумно, забывают остановки, но стараюсь не раздражаться.
Женщинам, оставшимся без работы, Лилия советует не отчаиваться. Конечно, можно надеяться на заработок мужа, но рассчитывать стоит все-таки больше на себя. Главное - прислушаться к собственной интуиции, понять, что ты любишь и умеешь делать и, не оглядываясь на общественное мнение, добиваться намеченной цели. Кризис дает шанс реализовать скрытые способности, воплотить детские мечты, обрести новую специальность, а значит, и уверенность в жизни.
1777.ru